Опубликованное на сайте Верховного Суда решение о признании недействующим закона о республиканском бюджете на 2021 год дало старт долгому судебному разбирательству результат которого, может иметь далеко идущие последствия. Как для руководства республики, так и для всех жителей Хакасии.
Напомним, 29 марта Верховный Суд Хакасии удовлетворил административный иск прокуратуры и признал недействующим региональный закон о республиканском бюджете. 2 апреля решение опубликована на официальном сайте служителей Фемиды. Суд согласился с мнением Прокуратуры о том, что закон принят с грубейшими нарушениями федерального законодательства. Надзорники установили – нарушены сразу несколько норм Бюджетного кодекса России.
В принятом депутатами законе дефицит республиканского бюджета на 2021 год составляет более 4,5 млрд. рублей, или 19% от налоговых и неналоговых доходов бюджета республики. При предельно допустимом уровне 15%. Кроме того, прокурор указывает на виртуальные доходы, прописанные в законе о бюджете: «отдельные параметры доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия необоснованно завышены». Принятым законом установлено, что в следующем году налог на прибыль организаций составит свыше 10,6 млрд. рублей. В то же время, прогноз Управления федеральной налоговой службы по Республике Хакасия и экспертное заключение Контрольно-счетной палаты говорят, что эта сумма завышена более чем на 6,5 млрд. рублей. Таким образом, по мнению прокуратуры, «бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций невыполнимы». Нарушен Бюджетный кодекс и в части соблюдения соотношения объема госдолга к общему объему доходов бюджета субъекта. По факту документ принят с превышением на 3 млрд. рублей.






Несмотря на очевидные нарушения норм федерального закона, на январской сессии Верховный Совет Хакасии отклонил протест республиканской прокуратуры, как итог обращение в Верховный Суд.
Пикантности и интриги ситуации добавляет тот факт, что в числе «заинтересованных лиц» со стороны ответчика, коим является Верховный Совет, выступают глава Хакасии и региональный Минфин. Если по-простому, то вся аргументация ответов на претензии прокуратуры сводится к COVID19 и борьбе с последствиями пандемии. Вплоть до того, что именно коронавирусная инфекция виновата в том, что регион был вынужден брать кредит в сумме 1 млрд. 743 млн. руб.
«Данные расходные обязательства возникли в связи со снижением налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета в 2020 году в период пандемии», – пояснили в суде представители Минфина.
В принципе, власти Хакасии могли не мелочиться, и под ковидный «шумок» вписать еще 2,9 млрд долговых обязательств взятых в 2020 году в виде «кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций». Как следует из информации размещенной на сайте Минфина России за 2020 год правительство Хакасии увеличило госдолг на 3 млрд. 740 млн 984 тыс. рублей из которых 2,9 млрд это коммерческие кредиты.




Однако не прокатило. Несмотря на письма Министерства финансов Республики Хакасия, согласно которым «по ведомству 806 «Министерство здравоохранения Республики Хакасия» на мероприятия, связанные с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции предусмотрено 235 588,0 тыс. руб.», а по ведомственной структуре расходов на 2021 год «расходы на COVID-19 составляют 1 345 136, 0 тыс. руб».
В Верховном суде эти доводы сочли безосновательными:
«Суд критически оценивает представленные доказательства, поскольку в судебном заседании установлено, что сведения, изложенные в вышеназванных разделах, подготовлены к судебному заседанию по сведениям, имеющимся в Министерстве финансов Республики Хакасия, в нормах же оспариваемого Закона № 88-ЗРХ такие данные не приведены. При рассмотрении административного дела в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, эти сведения не могут быть проверены в связи с отсутствием нормативного обоснования <…> При таких обстоятельствах имеются основания для признания Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2020 г. № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем административное исковое заявление прокурора о признании его не действующим со дня вступления решения суда в законную силу является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
«административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 г. № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.».


Судя по информации распространяемой представителями депутатского корпуса, нас всех ждет спектакль под названием «Судебная страсти по бюджету» главную роль в котором исполнят Верховный Совет, Глава и Минфин Хакасии. Причем действо будет максимально затянутым по времени и с непредсказуемым финалом, поскольку наша гордая республика, а точнее люди руководящие регионом создали прецедент, которого еще не было в истории современной России. В общем, места в первом ряду жителям Хакасии уже обеспечены.
Да надоел уже этот спектакль с этими актерами, разогнать надо правительство ВО на благо регина.